Родительский вестник

Лекторий для родителей 2015-2016 


Лекция №1 Что нужно знать родителям, если ребёнок пошёл в 1 класс

Лекция №2 Формирование личности в младшем школьном возрасте


Мы за безопасное пространство!

Уважаемые родители и посетители!
Помните, соблюдение правил поможет обеспечить
безопасность детей
и рабочий порядок в школе.
В связи с трагическим событием в московской школе № 263 все обеспокоены безопасностью образовательных организаций, а, следовательно, физической, психологической безопасностью наших учеников. 
 

В связи с этим хотелось бы напомнить всем некоторые правила пропускного режима в нашей школе, в первую очередь родителям.
- Пропускной режим в здании школы осуществляет де­журный вахтер, дежурный администратор, дежурный учитель с 7.30 до 19.30 и сторож с 19.30 до 22.00.  
- Через пропускной пункт школы свободно разрешается проходить уча­щимся, педагогическому и техническому персоналу школы. Родители и посто­ронние лица проходят только по согласованию с администрацией.
- Родители должны провожать и встречать своих детей в фойе школы. Не разрешается проходить дальше территории, находящейся в поле зрения вахтера.
- Родители заранее согласовывают время встречи с администрацией, классными руководителями и учителями.
- Посторонние лица, проходящие через пропускной пункт ОО в школу к администрации, учителям, классным руководителям, должны предъявить документы.
- Документами, дающими право на вход в здание, являются:
-      паспорт;
-      служебное удостоверение установленного образца;
-      служебная записка;
-      водительское удостоверение;
-      военный билет.
- Дежурный вахтер обязан проверить документы, сделать запись в журнале учёта посетителей, проверить ручную кладь, вызвать дежурного администратора, директора школы, учителя, классного руководителя. Дежурный обязан следить за посетителем и его вещами, пока не придёт объект посещения.
- Перемещение по школе родителей и посторонних людей осуществляется только в сопровождении работника школы.
- Заезд автотранспорта на территорию школы осуществляется только с разрешения директора школы или заместителя директора по АХЧ. (по материалам школьного сайта)

Педагогическое просвещение. Лекция 1 - сентябрь 

Что нужно знать родителям, 
если их ребёнок пошёл в 3 класс  

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем, интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, то есть мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д. Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Активно развивается и способность ребёнка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Родители могут оказать существенную помощь в реализации потенциальных возможностей детей этого возраста.

Развитие внимания.
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко – в 2,1 раза – увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребёнка тренировать.
Развитие памяти
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников – многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л. Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.
Развитие мышления
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать приём классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и мышления и уделять внимание развитию детского воображения,  умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления. 
Игры, направленные на развитие внимания, памяти, мышления
Игры на развитие концентрации внимания
Ищем буквы.
Эти задания способствуют развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.
Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты), карандаши, ручки. Для детей 6–11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Для достижения какого-либо успеха это задание следует проводить минимум 5 раз в неделю по 5 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми.
Теперь сама инструкция: В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (указывать можно любую букву): и маленькие и заглавные, и в названы текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняется: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и так далее; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружком, на другой отмечаются галочкой и т. п. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4 пропусков – слабая концентрация.
Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения у детей, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделано ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и так далее. Время игры не должно превышать 5 минут.
Найди слова
На доске или на чистом листе написаны слова, в каждом из которых необходимо отыскать другое, «спрятавшееся» в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога.
«Перепутанные линии»
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
Игры на развитие воображения
Составление рассказа
Составление рассказа с использованием определенных слов. Детям предлагают слова. Например:
а) девочка, дерево, птица;
б) ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Нужно составить связный рассказ, используя эти слова.
«Волшебные кляксы»
Для начала игры изготавливают несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши, и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают, и можно начать игру. Играющие по очереди говорят, какие предметные изображения они видят в кляксе или отдельных ее частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
Игры на развитие мышления
Поиск аналогов
Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным признакам. В данном случае, например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и другие. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
Способы применения предмета
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и так далее. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
Информация для размышления.
1. У ребенка должно быть сформировано желание получать знания. Важно понимать, что это означает не насилие над ребенком и бесконечные мольбы: «Ну, миленький, ну давай же, напрягись, я тебе куплю то-то и то-то»…У него должна быть личная заинтересованность. А вообще с ребенком надо заниматься с самого рождения. Есть такое исследование: если создать малышу оптимальные условия для умственного развития, это повышает будущий коэффициент интеллекта ребенка в возрасте до 4 лет на 10 единиц, с 4 до 9 лет – на 6 единиц и в 8–12 лет – на 4 единицы… Это существенные цифры.
2. Развивать у ребенка память внимание и другие важные для учения качества – задача, прежде всего, – для родителей. Необходимо понимать важность подобных занятий: приходя в школу, ребенок должен быть уверен в своих силах.
3. Развивающие игры должны проходить в доброжелательной атмосфере. Только в этом случае ребенку захочется вновь вернуться к этим занятиям.
Очень важно знать: у младшего школьника должно быть желание учиться; если оно отсутствует – это сигнал тревоги, время принимать меры.


Лекция 2 - октябрь
Самосознание и образ "Я" младшего школьника

Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Рассмотрим некоторые из изменений, которые происходят со звеньями самосознания в младшем школьном возрасте. 
2.1 Имя
При благоприятных условиях ребенок дошкольного возраста чаще всего любит свое имя, так как постоянно слышит доброжелательное к себе обращение. С поступлением в школу ребенок тонко рефлексирует на то, как реагируют одноклассники на его домашнее, детское имя. Если он улавливает иронию, насмешку, то тут же стремится изменить возникающие дискомфортные ситуации, связанные с реакцией на его имя. Он просит домашних называть его иначе, с чем, безусловно, следует считаться.
В то же время, если сверстники с приязнью произносят имя ребенка, он испытывает чувство глубокого удовлетворения ими и самим собой. Ведь, как совершенно справедливо писал Дж. Карнеги, для человека звук его имени является самым сладким и самым важным звуком в человеческой речи.
Именно в школе, в процессе постоянного общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное к себе отношение, выражаемое и в том, как к нему обращаются. Свою приязнь ребенок стремится выразить таким же образом - он учится приветливым формам общения и обращению к другому по имени. Ценностные ориентации на имя становятся нормой жизни.
В это же время, поступив в школу, ребенок должен принять и другой тип обращения к себе - учитель, а затем и дети могут называть его по фамилии.
Фамилия представляет собой наследованное семейное (родовое) наименование, прибавляемое в официальной обстановке к личному имени. Ребенок, привыкнув к своему личному имени, вначале испытывает некоторое напряжение оттого, что не слышит привычного для него способа обращения. Однако, наблюдая всеобщность обращения по фамилии, особенно в устах учителя, принимает эту форму общения. Конечно же, для ребенка всегда значимо, если вместе с фамилией называют и его имя.
Русские фамилии отражают историю социальных отношений людей: одни фамилии звучат, а другие вызывают реакцию насмешки, пренебрежения. Эта реакция возникает в результате уже сформировавшегося у ребенка чутья к языковым явлениям. Некоторые фамилии становятся смешны для ребенка просто потому, что совпадают с названием профессий, предметов, животных: некоторые фамилии произошли от имен - оберег, а такие имена обычно уничижительные, специально умаляющие достоинство; в некоторых фамилиях звучит уничижительное сочетание звуков, уже слышимое и освоенное ребенком в живом общении.
Фамилии у русских существуют уже несколько веков. По своему происхождению отличаются разными значениями и смыслами. Перед учителем стоит социальная задача подготовиться к беседе с детьми по поводу происхождения тех или иных фамилий и предупредить возможность появления обидных прозвищ и дразнилок.
В детской школьной культуре нередко возникает фамильярная манера обращаться друг к другу через уничижительные формы: Петька, Ванька, Колька, Машка и т.д. Часто это становится некоторой детской культурой, нормой взаимодействия, когда дети внешне перестают реагировать на попирание достоинства друг друга. Учителю следует и в этом случае обратить внимание на то, как обращаются дети друг к другу. Пресечение недопустимых форм обращения друг к другу органично внутренней установке каждого ребенка на ценностное отношение к себе и к своему имени. Исторически обусловленное уничижительное обращение людей друг к другу и принятие этого отношения среди непривилегированного сословия возмущало В.Г. Белинского, который в «Письме к Гоголю» с гневом писал: «Россия представляет собой ужасное зрелище страны, где люди сами себя называют не именами, а кличками: Ваньками, Васьками, Стешками, Палашками». Это уничижение должно быть прервано на уровне детской субкультуры. Только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивают ребенку чувство собственного достоинства, уверенность в себе, дают возможность поддерживать его в притязаниях на признание.
Во многих регионах России, где представители более 200 её этносов проживают рядом, именно в начальных классах ребенок, впервые вступая в более открытое взаимодействие с разнообразными социальными факторами, открывает удивительное многообразие имя наречений. Ребенок мог до сей поры не сталкиваться с многообразием имен, которые впервые открываются ему в качестве знака, позволяющего причислить носителя имени к определенному социальному слою, этносу, религии предков.
Именно в начальных классах, когда идет адаптация ребенка к условиям широкого общения со сверстниками, следует не только познакомить детей с именами друг друга, но и придать им значимость достояния имянаречений в общечеловеческой культуре.
Особое значение эта работа приобретает сегодня, когда многие дети и их семьи, попавшие в экстремальные ситуации социально-экономических проблем, техногенных катастроф, межэтнических и вооруженных конфликтов, вынуждены мигрировать. Наряду со множеством проблем, возникающих перед семьей в связи с перемещением в новые регионы, у ребенка может возникнуть собственная проблема, связанная с непривычным для окружающих одноклассников, - его имя.

2.2 Внешний образ
Выразительные особенности лица и телесная экспрессия имеют большое значение для самосознания ребенка к концу детства. В этот период интенсивно развиваются мимика и пантомимика.
Лицо. В конце детского возраста лицо ребенка продолжает развиваться конституционально. В 8-9 лет граница, разделяющая голову спереди на верхнюю и нижнюю половины, проходит по линии бровей (в то время как у взрослых по линии зрачков). Но главное, лицо заметно обогащается выразительными мимическими действиями и умением контролировать эти действия. Ребенок может уже свободно выполнять симметричные и асимметричные активные экспрессии, совершать синхронные и асинхронные движения мышц лица. Он с удовольствием выражает разные экспрессивные состояния, контролируя мимические мышцы бровей, глаз, щек, рта и т.п. Он легко управляет своими губами: выворачивает и оттягивает книзу нижнюю губу, растягивает углы рта, поднимает их кверху, как в улыбке, и т.д. Он может насвистывать мелодию, подмигивать (производить изолированное закрывание правого и левого глаза).
Как и дошкольник, младший школьник упражняется в гримасничанье. Ребенок с интересом относится к своей физиономии, получает удовольствие от сложной мимической игры. При этом он понимает необходимость обуздания первичных эмоций.
К концу детства лицо ребенка приобретает коммуникативную выразительность того культурного окружения, в котором он развивается. При различных вариантах мимики, унаследованных от ближайших предков, на лице появляется специфическое выражение, соответствующее той культурной среде, к которой принадлежит ребенок. При этом одни дети присваивают эти выражения физиономии путем одного лишь подражания (идентификации), других в добавление к этому еще и учат специально тому, каким должно быть лицо «у воспитанного человека».
Тело. Ребенок в младшем школьном возрасте уже во многом преуспел в телесном развитии. У детей в возрасте от 6 до 11-12 лет обычно не наблюдается столь очевидного бурного развития телесных движений и действий, как это происходило в первые шесть лет. Однако это только внешняя видимость скрытой картины телесного развития.
В психологии выделяют проблему так называемого двигательного стиля - некоторых составных частей и аспектов равновесия двигательных функций. Так, двигательный стиль демонстрирует равновесие между скоростью и точностью жеста. А. Валлон настаивал на том, что двигательная функция и личность связаны между собой, здесь он отыскивал «истоки характера».
Доминирование правой руки проявляется более четко, чем доминирование глаза или ноги, и более четко в учебной деятельности (например, в письме), нежели в спонтанно развивающейся деятельности (например, при пользовании ножом или бросании мяча) (Ж. Шато).
Левостороннее доминирование руки - школьная проблема, касающаяся обучения письму. Родители начинают волноваться, когда замечают, что ребенок колеблется при выборе пишущей руки или, выбирая левую руку, пишет плохо. Безусловно, плохое качество письма можно отнести к трудностям одностороннего выбора. Задача психолога состоит в выявлении реально доминирующей руки, отказавшись от колебаний, вынужденных предпочтений как результата давления окружающих или реакции ребенка на это давление.
Если испытания указывают на четкую праворукость или леворукость, ребенок должен писать доминирующей рукой. Но так бывает довольно редко. Чаще встречаются два случая:
1) когда нельзя определить доминирующую руку, ногу, доминирующий глаз;
2) когда обнаруживается гетерогенность результатов: преобладает правая рука, но левый глаз и левое ухо; или ребенок пишет правой рукой, но режет ножницами левой и т.д.
В подобных случаях рекомендуют руководствоваться здравым смыслом. Если ребенок по большей части признаков является левшой, ему лучше писать левой рукой. Если он «легкий» левша, или двурукий, или «легкий» правша, ему лучше учиться писать правой рукой.
Следует учитывать социальное давление в пользу правшей. Это вполне оправдано, так как психологически ребенку довольно трудно быть левшой в мире правшей, особенно в классе, где парты расположены по отношению к свету в пользу правшей, где система написания текста построена с учетом естественного развертывания правой руки. Кроме того, левша, оставаясь в малом или единственном числе в классе, выглядит белой вороной в глазах одноклассников: это ставит ребенка в исключительное положение. В то же время принуждение левшей писать правой рукой может привести к пагубным последствиям (в опорно-двигательной системе, в школьной успеваемости, в отношениях с окружением, в самой личности и т.д.). Трудности в двигательной односторонности могут быть связаны с трудностями в общей телесной ориентации и в организации времени и пространства.
Следующая проблема телесного развития - система скоординированных движений, направленная на достижение результата. В этом случае речь идет о праксии как системе скоординированных движений.
Праксию составляют комплексные акты, подчиненные какой-то цели и развивающиеся в период добровольного обучения, даже если вырабатывается автоматизм жестикулярной последовательности: например, надеть рубашку, застегнуться, завязать шнурки, причесаться или уметь пользоваться чем-либо и т.д. Встречается в этом возрасте и трудная, почти невыполнимая конструкция сложной праксии (ребенок не может писать разборчиво). Эти трудности могут распространяться и на более простые действия (ребенку не удается завязать шнурки на ботинках).
Случается, что качество элементарных жестов, необходимых для той или иной деятельности (скорость, точность, сенсорно-двигательная координация и т.д.) искажено. В этом случае речь идет о том, что ребенок не может экономно построить пространственно-временную форму жестикулярного ансамбля, подчиненного какой-либо цели. Эти нарушения получили название диспраксии. К числу нарушений специалисты относят:
1) чисто моторные нарушения (наблюдается плохая праксия: дети плохо владеют жестикулярными элементами и их координацией);
2) нарушения перцепции и представления о теле (схема тела остается расплывчатой, недостаточно дифференцированной и структурированной, упускается возможность приобретения стойкой системы ориентирования на деятельность с предметами);
3) нарушения в построении деятельности во времени и особенно в пространстве и их символизации;
4) аффективные нарушения; они могут быть вторичными или ассоциативными по отношению к самим инструментальным нарушениям как результат отражения их давления на ребенка; они могут носить более глубокий характер, поэтому психологу рекомендуется чрезвычайно осторожно использовать указанные критерии в повседневной практике.
Нельзя заявлять, что ребенок страдает диспраксией, основываясь только на простой неспособности воспроизводить какую-нибудь тестовую фигуру.
Ребенок младшего школьного возраста обретает много проблем именно потому, что он пошел в школу, где сама система обучения требует от него приложения усилий для овладения телом и, в частности, дифференциацией действий и праксией как системой скоординированных движений. Все прочувствованные самим ребенком телесные особенности и полученные от других сведения об этих особенностях формируют у него образ тела и отношение к нему.
Отдельная проблема для ребенка, поступившего в школу, - его телесная конституция. Что касается способа взаимодействия с другими людьми, то он определяется в большой мере тем, как на телосложение ребенка реагируют родители. Так, астеничный, болезненный, со слабой координацией движений ребенок может постоянно раздражать атлетичного отца. Обычно в традиционной культуре полному или хрупкому мальчику предпочитаются атлетически сложенные их сверстники. Родители гордятся атлетически сложенным сыном, учитель физкультуры с одобрением смотрит на такого мальчика и охотно поощряет его, если он преуспевает на занятиях по физкультуре. Убедить взрослых в том, что у детей большие перспективы в изменении телесной конституции, очень трудно, они ведут себя вполне определенно: одобряют или не выражают восторга в зависимости от телосложения ребенка.
Уроки физической культуры дают возможность ребенку критично оценить свои достижения или свой неуспех в физических упражнениях, сравнить себя с другими детьми. Он оценивает свои движения, координацию, ловкость и быстроту реакций.
Образ «Я» - это и образ физических данных, особенности телесной конституции. Очень важно правильно строить отношения с ребенком по поводу его телесных особенностей, успехов или неуспехов в физических упражнениях, специальных учебных или бытовых действиях. Ведь тело открыто для наблюдения, его статика и двигательная активность или пассивность легко просматриваются.
Конечно, ребенок младшего школьного возраста именно благодаря телу может скрывать свои сильные эмоции, подавлять глубинные экспрессивные движения через усиление мускульного тонуса. Так, сильное переживание горя, душевного страдания или ярости имеет свои врожденные формы выражения. Ч. Дарвин описал эмоции человека в контексте их субъективных переживаний и экспрессивной выразительности. Он писал, например, о том, что эмоция ярости «возбуждает мозг, сообщает силу мышцам и одновременно придает энергию воле. Тело обыкновенно держится прямо, будучи наготове к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед к обидчику, и мышцы конечностей при этом более или менее напрягаются». Столь же сильна экспрессия других эмоциональных состояний - веселья, обиды, злости. Ребенок умеет уже соотносить свои состояния с их телесными проявлениями.
В условиях обучения в школе от ребенка требуется дисциплина, что призывает к сознательному подавлению экспрессии. Подавляемые привычные эмоции формируют у ребенка определенный тип статичных поз и двигательных реакций: зажатость и скованность движений, защитные позы, застывшие позы готовности к агрессии. Так как позы и телесные движения не существуют сами по себе, они рефлекторно связаны и с мимикой ребенка. Именно доминирующие позы, жесты, мимика ребенка свидетельствуют о его доминирующем психическом состоянии.
Образ тела - сложное образование, сопряженное с индивидуальными телесными особенностями, полом и традиционными культурными ожиданиями. Очень важно, чтобы ребенок мог себя чувствовать и принимать как уникальное в физическом и психическом плане существо, как представитель своего пола и как представитель своей культуры, своего этноса.
Специальное внимание следует уделять развитию физической культуры ребенка. С первых лет обучения в школе именно на уроках физкультуры дети должны приобретать привычки и устойчивый интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом.
Овладение своим телом, ощущение тонуса, готовность к подвижным играм и соревнованию - все это должно культивироваться в сознании ребенка как чистая радость бытия, как ответственность перед другими; ведь быть красивым, ловким и сильным, быть чистым и опрятно одетым - значит радовать собой других.
Уроки физической культуры требуют от ребенка владения своим телом. Для этого разрабатываются комплексы общеразвивающих упражнений, а также специальные виды занятий (гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные игры). Названные виды занятий являются не только средством физического развития, но и умственного и духовного формирования личности. В число подвижных игр следует включать и национальные игры, которые приобщают ребенка к традиционным развлечениям, воспитывают ожидаемые черты характера (волю, мужество, смелость, великодушие). В соревновательных играх с правилами развиваются воля, стремление реализовать притязание на признание через физические усилия. Соревнуясь со своими сверстниками, ребенок осваивает множество физических умений и развивает необходимые для жизни личностные качества. Соревнуясь непосредственно в тесном телесном взаимном общении, ребенок учится рефлексии на других и на себя: он учится «читать» по выразительным позам, движениям, мимике сверстника его намерения, что облегчается самой соревновательной ситуацией; он учится диалогу жеста, мимики и взгляда; в то же время он учится «прятать» свои намерения, скрывая свои мимику и телесные выразительные позы и движения и демонстрируя «обманные» мины, позы и движения. В соревновательных играх ребенок обретает способность не только к тонкой внутренней рефлексии, но и к маскирующим истинные намерения внешним действиям. Обогащение рефлексивного опыта ребенка в специальных соревновательных играх продвигает его в плане личностного развития и формирования позитивного отношения к себе. Соревновательные игры дают целый ряд возможностей для развития личности ребенка.
Важно, чтобы нереализованное притязание ребенка на успех в физических упражнениях и играх не лишило его стремления к успеху. Не следует оберегать его от возможных неудач. Ребенок должен научиться владеть экспрессией лица и тела, а также не сдаваться в достижении избранной цели в телесных упражнениях, овладевать телесными действиями и наслаждаться достижениями.
2.3 Притязание на признание со стороны взрослых
Ребенок младшего школьного возраста продолжает открыто стремиться получить одобрение своих достижений, отвечающих социальным ожиданиям.
В этот период продолжает происходить насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. В этот период заново перестраивается мотивационно - потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание. Учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка младшего школьного возраста. Это находит свое выражение в отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками.
Ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, и мы можем взывать к ней, когда ребенок набедокурит. Он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослым, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо осознает. Он может стыдиться не только замеченного взрослым проступка, но и таких своих проявлений (трусости, грубости, жадности и т.д.), которые он сам оценивает как недостойные. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности. Но нужно помнить, что негативные чувства, возникнув у ребенка по определенному поводу, вспыхнув, быстро исчезают. Ведь ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку.
«Я хороший» - внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе. В этой позиции - большие возможности для воспитания. Притязая на признание со стороны взрослого, младший школьник будет стараться подтвердить свою потребность на это признание.
Относясь к взрослым и более старшим детям как к образцу, младший школьник в то же самое время притязает на признание со стороны взрослых и подростков. Благодаря притязанию на признание он выполняет нормативы поведения - старается вести себя правильно, стремится к знаниям, потому что его хорошее поведение и знания становятся предметом постоянного интереса со стороны старших.
Стремление к самоутверждению стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, что от него ожидают (в первую очередь это его успехи в школе), может стать причиной его безудержных капризов.
Каприз - часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки, выступающие как средство обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми примитивными, по существу асоциальными формами поведения. Капризными, как правило, бывают неуспешные в школе или чрезмерно избалованные своими родителями дети, или дети, на которых мало обращают внимания, или, наконец, ослабленные, безынициативные дети, которые отстали от сверстников. Во всех случаях эти дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Форму капризов обретает поведение ребенка со скрытыми еще акцентуациями в развитии личности, что в дальнейшем может проявить себя в подростковом возрасте в асоциальном поведении.
Заключение
В отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально - ценностное отношение.
В психологической литературе особенно много работ, в которых самосознание рассматривается как важнейшая часть личности. При этом нередко подчеркивается, что уровень развития личности пропорционален уровню развития самосознания. Будучи регулятором поведения, самосознание влияет на дальнейшее развитие личности. Исходя из правильного понимания природы и сущности самосознания личности, отечественные психологи внесли ясность и в вопрос о развитии самосознания ребенка. В противоположность психологам - идеалистам, которые придерживаются мнения о врожденности самосознания, наши психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.
Поэтому настоящий источник и движущие силы развития самосознания, как отмечает С.Л. Рубенштейн, следует искать не во врожденных предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающийся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со средой, воспитания тем самым играет ведущую роль и в развитии самосознания личности ребенка.
Существует целый ряд исследований, посвященных частным вопросам развития самосознания на том или ином этапе детства. Большинство из них относятся к школьному возрасту, в основном к подростковому. Менее исследован вопрос развития самосознания в дошкольном возрасте. Возможно, это связано с тем, что долгое время в психологии появление самосознания относили лишь к подростковому. 
Несмотря на все разнообразие высказываемых мнений о времени зарождения самосознания, большинство авторов остается единодушным в следующем: самосознание определяется, прежде всего, как процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе; самосознание представляет собой сложную структуру, состоящую из множества компонентов; самосознание формируется в процессе и на основе опыта личности и отношения к нему окружающих, интегрируя «образы» себя и своего опыта в единое целое. 
Развитие самосознания человека связано с его вхождением в человеческую культуру, в общение и деятельность людей. Только овладев в той или иной мере человеческой культурой — ценностями, нормами, способами общения, эталонами и способами оценивания себя и других ребенок становится психологически взрослым человеком
Младший школьный возраст (7–11/12 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Учебная деятельность для него становится ведущей. Ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию.
Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. К концу младшего школьного возраста совершенствуется рефлексия, развивается теоретическое рефлексивное мышление.
Успешная учеба, осознание своих способностей и умений приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным личностным новообразованием младшего школьного возраста. Если чувство компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.


Каникулы должны быть безопасными!

  С 25 марта во всех школах Оренбуржья начались весенние каникулы.

      Если ваш ребенок остается дома один, то постарайтесь максимально занять его чем-то увлекательным, перед тем как вы отлучитесь из дома. Проводите с детьми как можно больше времени во время каникул. Тогда детям всё реже будут приходить в голову мысли о том, что можно устраивать эксперименты с горящими спичками, зажигалками или свечами. К сожалению, у современных родителей не всегда находится время научить ребенка правильному обращению со спичками, поэтому многие ограничивают их познания системой запретов. 

     Поведение при пожаре, основные действия и умение оказать первую помощь себе или пострадавшим не всегда становятся темой для обсуждения в семье. Поэтому большая часть пожаров происходит от небрежности в обращении с огнем, от непонимания, а зачастую и незнания той опасности, которая таится в предметах быта, окружающих нас в повседневной жизни.

      Специалисты МЧС России обращают внимание родителей на то, что главное - донести до ребенка информацию о том, что все правила требуют одного: осторожности! Расскажите ребенку какую опасность несут в себе игры со спичками и свечами, о том, что нельзя устраивать игр с огнем в сараях, подвалах и на чердаках. Дети должны знать и о том, что игры с электронагревательными приборами, включенными в сеть, тоже несут опасность.  

     В каждой квартире в зоне видимости для детского взгляда должен быть листок с написанными телефонами экстренных служб, позвонив по которым ребенок, попавший в сложную ситуацию, будет сориентирован специалистом службы спасения о дальнейших правильных действиях. Телефон пожарной охраны запомнить очень легко - «01», с сотового телефона существует единый для всех абонентов сотовой связи номер - «112».

    Родители помните! Предпринятые вами усилия с высокой долей вероятности снизят риск возникновения опасных ситуаций, а если они все-таки произойдут, то помогут вашему ребенку сохранить жизнь и здоровье. 



Как подготовить ребенка к контрольной работе?



В школе ребенку часто приходится сталкиваться с контрольной работой. Цель любой такой работы - это проверка полученных в процессе обучения знаний

В подготовке к контрольной работе можно выделить две стороны: непосредственное повторение и оттачивание материала и психологическая подготовка. И если на первое родители могут повлиять только косвенно, то психологическая подготовка ребенка к контрольной работе полностью в их руках.



Как родители могут помочь ребенку с подготовкой и повторением материала к контрольной работе? Если ребенок учиться в младших классах, то все довольно просто – родители, зная тему контрольной работы, могут задавать ребенку вопросы и проверять его знания. Если ребенку предстоит письменная контрольная работа, то подготовку к ней тоже лучше устроить в письменной форме.

Что касается психологического момента, то очень часто боятся контрольных работ гиперответственные дети, для которых плохая оценка становится настоящей трагедией. И задача родителей в данном случае не добавлять ребенку дополнительный стресс, привлекая повышенное внимание к проверке знаний и постоянно повторяя, что его главная задача – хорошо учиться. Ведь пятерка не стоит подорванного здоровья, а контрольную можно и пересдать.



У детей часто бывают психологические проблемы при написании контрольной работы, когда они боятся не оправдать ожидания родителей. Ведите себя так, чтобы ребенок понял, что Ваше отношение к нему и любовь не зависят от результатов контрольной, тогда часть психологических проблем уйдет сама по себе.

Родители должны научить ребенка нескольким важным правилам поведения на контрольной работе:

1. Заранее распределять и планировать время в зависимости от количества заданий.

2. Если какое-то задание не получается, оставить его и делать следующие.  А потом уже вернуться к несделанному заданию.

3. Обязательно перепроверять работу, так как иногда одна маленькая ошибка ведет к неправильному решению всего задания.

Советы родителям:

1. Никогда не ругать ребенка за ошибки в самостоятельных работах, а с помощью «наводящих вопросов» помогать ему самому найти их причину и самому исправить.

2. Верить в успех ребенка (даже если пока у него ничего не получается), замечать любой, пусть даже самый маленький, его самостоятельный шаг вперед, морально поддерживать его и хвалить за этот сделанный шаг. (Вспомним у Агнии Барто: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала».)

3. Стремиться не «заставлять», а «мотивировать» ребенка, чтобы его работа над собой стала для него интересной и личностно значимой. При этом важно постепенно переходить от внешней мотивации к внутренней: «конфета» - «похвала» - «привычка» - «потребность».

4. Желательно, если позволяет ваше время и время ребенка, до контрольной работы проверить понимание им и умение применять те изученные правила (эталоны), которые войдут в будущую контрольную работу.

Хорошим помощником в подготовке к контрольным работам являются также   задания на страничке в блоге «Будущим отличникам!», которое дает возможность выявить реальные результаты ребенка по всем изучаемым разделам курса и, таким образом, осознать то, какие темы требуют доработки.

Проследите, чтобы на контрольную работу ребенок отправился в оптимальной форме: не голодным, но и не с перегруженным желудком, выспавшимся и бодрым. И пусть ему сопутствует успех!

Итак, главное - создать атмосферу, вдохновляющую ребенка на собственное развитие, и, по мере возможности, помогать ему самому понять причины своих ошибок и исправить их.



Рекомендации родителям первоклассников  по 

организации  школьных каникул


1. Прогулки, игры и спортивные занятия на свежем воздухе — вот лучший отдых после школьных занятий, который так не достает большинству детей в учебное время.
2. В каникулы необходимо позаботиться и о безопасности ребенка, особенно в тех случаях, когда он остается без присмотра взрослых. Помните, что в каникулы значительно увеличивается риск не только уличного, но и бытового травматизма. Если ребенок самостоятельно отправляется на прогулку или в гости, обсудите вместе с ним, каким транспортом лучше и безопаснее добраться до места. Если есть возможность, убедитесь, что он благополучно доехал. Постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы уберечь ребенка.
3. Время, когда ребенок завтракает, обедает, ужинает и ложится спать, в каникулы должно оставаться таким же, как в обычные дни. Это, конечно, не означает, что здесь недопустимы какие-то отклонения от режима, но они должны быть разумными. Исследования убеждают нас в том, что большинство детей в период школьных занятий, как правило, недосыпают. Поэтому в каникулы эта важная для растущего организма биологическая потребность должна удовлетворяться полностью.
4. Каникулы — это еще и возможность внимательней отнестись к здоровью вашего малыша. В те дни, когда ребенок учится, не всегда просто выкроить время для визита к врачу. Поэтому воспользуйтесь каникулами, чтобы проконсультировать ребенка у педиатра, отоларинголога, окулиста, стоматолога, ортопеда или другого необходимого врача-специалиста. Не лишним будет пройти часто болеющему ребенку курс физиотерапевтических и прочих процедур.
Всё, что кладем в портфель первоклашке.
Здесь Вы можете ознакомиться с примерным перечнем принадлежностей, необходимых для первоклассника.
При выборе канцелярских принадлежностей следует придерживаться минималистического принципа. Ручки с пятью стержнями, громко выстреливающими из корпуса, музыкальные пеналы, папки с «секретными кодами» и прочие канцелярские «навороты» первокласснику не нужны.
Примерный набор канцелярских
и других принадлежностей для первоклассника.
1. Ранец.
Ранец должен быть легким. Его вес не должен превышать 10% от веса ребенка. У ранца обязательно должна быть твердая спинка. Только ее наличие может обеспечить правильную осанку малыша. При этом не забудьте, что ширина ранца не должна превышать ширину плеч ребенка. Обязательно должны быть удобные мягкие лямки, равномерно распределяющие груз знаний, легший на плечи школьника. Длина лямок должна регулироваться, чтобы можно было надеть ранец и на легкое платье, и на пуховую куртку. Материал должен быть прочным, влагонепроницаемым и морозоустойчивым. Это обеспечит долгий срок службы ранца. Обратите внимание на наличие светоотражающих значков. Это дополнительная защита на дорогах. Все швы, внутренние и внешние, должны быть тщательно обработаны.
2. Пенал.
Пенал должен быть прост в обращении и компактен. В нем могут лежать две синие ручки (одна запасная), два простых карандаша, ластик (размером не больше кусочка сахара) и два цветных карандаша - красный и синий. Все остальные богатства в виде набора фломастеров или карандашей двадцати оттенков должны покоиться в отдельном футляре и доставаться только в случае необходимости.
3. Шариковая ручка одноцветная (синяя).
Чтобы избежать «грязи» в тетрадях, не покупайте первокласснику гелевые или чернильные ручки. Учителя также не советуют приобретать первоклассникам ручки типа «автомат». У таких ручек дети часто непроизвольно нажимают на кнопку, что сопровождается характерным щелчком и мешает окружающим (представьте, если 10 детей в классе одновременно «щелкают» ручками). Для первоклассников наиболее удобны шариковые ручки с колпачком.
4. Тетради для первоклассников в косую линейку (10 шт.)
5. Тетради в клеточку (10-15 шт.).
Обращайте внимание на качество и цвет бумаги в тетрадях. В некоторых из них слишком тонкая (типа газетной) бумага, которая рвется при надавливании ручкой или острым карандашом. Страницы не должны просвечиваться, иначе появится эффект промокашки. К тому же цвет бумаги часто далек от белого. Серый или желтоватый цвет бумаги заставляет школьников низко наклоняться над тетрадью, что особенно вредно для 6-7-летних малышей. Бумага в тетрадках должна быть белого цвета без посторонних вкраплений. А линии (клетки) - четкими и контрастными, желательно голубого, фиолетового и серого цветов (ни в коем случае не черного). Тогда малышу не придется напрягать зрение, чтобы попасть в клеточку. Важно, чтобы поля были четко выделены красным цветом. Обложка тетради должна быть однотонная, без рисунка. В центре обложки пропечатано: Тетрадь, для…, класс….
6. Простые карандаши (2 – 3 шт.).
Приобретайте карандаши разной твердости (мягкий и твердый), карандаши не должны быть автоматическими.
7. Ластик.
Выбирайте простые модели «кирпичиком» белого цвета. Многие цветные ластики сложной формы, вместо того чтобы стирать, лишь размазывают грязь и рвут бумагу. Хорош в работе красно-синий ластик.
8. Линейка 20 см.
Не покупайте линейки сложной конфигурации с геометрическими фигурами и различными шкалами с разных сторон. Для первоклассника наиболее удобна небольшая прямая деревянная или пластиковая линейка.
9. Точилка для карандашей.
Выбирайте закрытые модели с контейнером для стружек. Контейнер должен плотно закрываться и самостоятельно (от тряски в портфеле) не открываться, иначе ребенок все испачкает стружками от карандашей. Наиболее удобны модели с прозрачным контейнером, чтобы ребенок мог следить и при необходимости очищать контейнер.
10. Папка для тетрадей.
Наиболее удобны прозрачные папки на липкой ленте или без застежек «с запахом».
11. Счетные палочки.
Иногда помимо счетных палочек требуется набор геометрических фигур.
12. Дневник.
В большинстве школ первоклассникам не ставят оценки и дневник используется в основном для записи домашнего задания.
13. Обложки для тетрадей.
Обложки прозрачные белые, без рисунка, плотные.
14. Обложки для учебников.
Чтобы ребенок перед каждым уроком судорожно не перелистывал все тетради и учебники в поисках необходимого, выбирайте прозрачные обложки.
15. Сменная обувь и мешок для сменной обуви.
Тапочки, босоножки. Обувь д.б. лёгкой, дышащей, со светлой подошвой, чтобы не оставлять чёрные полосы на полу.
16. Спортивный костюм.
17. Спортивная обувь.

Примерный перечень принадлежностей
для уроков физкультуры.

1. Спортивная обувь.
Для занятий в спортивном зале- лёгкие кеды, а для занятий на улице – кроссовки.
2. Футболка.
3. Темные шорты, спортивные брюки (лёгкие)
4. Спортивный костюм (для занятий на улице).

Примерный перечень принадлежностей
для уроков трудового обучения.

1. Пластилин (отечественный, с белым цветом пластилина)
2. Пластиковый коврик для лепки Формат А-4
3. Папка для труда (пластиковая)
4. Тряпочка для рук.
5. Набор цветной бумаги.
6. Набор цветного картона.
7. Белый картон.
8. Бумага для рисования (1 папка).
9. Карандаш простой (ТМ).
10. Линейка.
11. Ножницы с закругленными концами.
12. Клеящий карандаш.
13. Ткань для вышивания (30 * 30).
14. Иголка.
15. Нитки.
16. Природный материал:
­ шишки, желуди, плоды каштана;
­ ракушки;
­ засушенные листья;
­ семена ясеня, клена;
­ соломка и др.
Примечание: всю одежду первоклассника следует подписать или пометить условным значком.






2 комментария:

  1. родительница8 августа 2011 г., 9:52

    Спасибо, Татьяна Николаевна! Очень нужная информация для нас, родителей. Постараемся следовать всем рекомендациям.

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна Николаевна, спасибо за ваши советы. От всей души поздравляем Вас с заслуженной победой! Очень хороший и нужный блог.

    ОтветитьУдалить